Портреты русских императриц XIX века в изданиях из фондов РГБ
В цикле «Жемчужины Ленинки» — подборка книг из фондов РГБ, где можно увидеть редкие портреты супруг российских императоров XIX века. Выставка книг на эту тему прошла в библиотеке в 2013 году, тогда же был написан и этот текст, рассказывающий о портретах. За семь лет многие из экспонатов той выставки были оцифрованы. Сейчас они находятся в открытом доступе в электронной библиотеке Ленинки.
«Шербург, Париж, Шалон» (Париж, 1896) — книга посвящена визиту во Францию императорской четы в октябре 1896 года. Портрет императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны (1872—1918; до принятия православия — принцесса Алиса Виктория Елена Беатриса Гессен-Дармштадская) и великой княжны Ольги Николаевны выполнен в технике гравюры. (Гравер A. Mongin).
Императрица Александра Федоровна занималась благотворительностью.
Во время Первой мировой войны оборудовала в Царском Селе лазарет, обучалась на медицинских курсах и организовывала санитарные поезда.
Книга оцифрована и
выложена в открытый доступ
в электронной библиотеке Ленинки
В отличие от века XVIII, XIX век стал временем «мужских» правлений, при которых изменился и статус русских императриц. Находясь в тени своих супругов, каждая из них, тем не менее, вписала свою замечательную страницу в русскую историю.
В фондах РГБ хранятся несколько отечественных и иностранных изданий XIX века, где можно увидеть портреты русских цариц, выполненные в различных техниках. Каждое из изданий, по сути, может послужить их своеобразной персонификацией, приближая удаляющиеся во времени образы монархинь и выделяя их индивидуальности на общем фоне блеска и славы Императорского дома. Каждая из русских императриц XIX века достойна отдельной выставки, уверены в Музее книги Российской государственной библиотеки.
Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I
Об отношении современников к Марии Федоровне (1759—1828), второй супруге императора Павла I, можно судить по двум альманахам — «Венок граций 1829» и «Невский альманах на 1829 год» (СПб., 1828). Ни в одном из них нет материалов об императрице, однако на фронтисписе каждого издания сделаны её миниатюрные гравированные портреты. Портрет на «Венке граций» подписан «Мать России» и сопровождается посвящением: «Что смерть? Бессмертная Она, Великих Мать, Великая жена».
Портрет императрицы Марии Фёдоровны на фронтисписе «Венка граций»
Известно, что в основе почитания Марии Фёдоровны был не столько подписанный в конце XVIII века указ Павла I, согласно которому статус вдовствующей императрицы был выше, чем у императрицы действующей, сколько её огромные заслуги в благотворительной работе. Императрица возглавляла собственное ведомство, которое так и называлось — Ведомство учреждений императрицы Марии (или Мариинское). Руководя им более тридцати лет, она превратила ведомство в особую отрасль общественного призрения, народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. По её распоряжению были построены новые сиротские дома, открыты благотворительные больницы, получившие название «Мариинских». В фонде Музея книги есть замечательный экземпляр биографии императрицы из библиотеки Александра III, написанный Е. С. Шумигорским и изданный в 1892 году.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны на фронтисписе её биографии, написанной Е. С. Шумигорским
Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I
«Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей, / Я не рожден царей забавить / Стыдливой музою моей. / Но, признаюсь, под Геликоном, / Где Кастилийский ток шумел, / Я, вдохновленный Аполлоном, / Елисавету втайне пел», — так писал в свои лицейские годы Александр Пушкин о Елизавете Алексеевне (1779—1826), супруге императора Александра I. Впервые поэт увидел императрицу на торжественном акте открытия Лицея 19 октября 1811 года. Это была печальная пора в её жизни: обе ее дочери умерли, брак с царём был несчастным. События Отечественной войны 1812 года оторвали её от личных переживаний: известия о тысячах искалеченных воинов побудили императрицу создать Сиротское училище и при нём Дом трудолюбия для дочерей офицеров, павших на войне (впоследствии — Елизаветинский институт). Один из образов императрицы можно увидеть в составе парного портрета императорской четы на развороте «Месяцеслова на лето от Рождества Христова 1814» (СПб., 1814). Гравюра с портретом Елизаветы Алексеевны выполнена по картине французской художницы Л.-Э. Виже-Лебрен.
Экземпляр «Месяцеслова» с гравированными портретами императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны
Другой гравированный портрет — в третьей части книги Ефрема Филиповского «Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресветлейших супруг и детей» (СПб.,1810). Книга была одним из самых известных иллюстрированных изданий в начале XIX века и замечательна, прежде всего, большим количеством красивых гравюр (около ста). Выпуск подобного труда требовал значительных вложений, и его автор прибег к сбору средств по подписке. Среди имен жертвователей оказались Екатерина Дашкова, Гавриил Державин, Алексей Аракчеев, а также Николай Петрович Румянцев, основатель предтечи РГБ — Румянцевского музея и библиотеки.
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны в книге Ефрема Филиповского «Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресветлейших супруг и детей»
Александра Фёдоровна, супруга императора Николая I
Библиотека супруги императора Николая I Александры Федоровны (1772—1860) насчитывала более девяти тысяч книг, альбомов и гравюр и сегодня находится в РГБ. На выставке представлен один из экземпляров библиотеки императрицы — красочный, в бархатном переплете и футляре с блинтовым тиснением, альбом сонетов Розарио Скадути (Палермо, 1846), с акварельным портретом царской семьи и изображениями видов Палермо. Книга преподнесена императрице в подарок на Сицилии в 1846 году, куда она любила ездить на отдых. Это живописное издание отображает натуру Александры Федоровны — артистичную, увлечённую театром и искусством. Немногим известно, что Александринский театр в Петербурге носит именно её имя.
Альбом сонетов Scadutti R., посвященных императорской семье. Портрет императора Николая I, императрицы Александры Фёдоровны и их дочери великой княжны Ольги Николаевны выполнен в технике акварели. Книга преподнесена императрице Александре Федоровне в марте 1846 года в Палермо. Экземпляр из библиотеки императрицы Александры Федоровны.
Замечательна и история её прозвища — Лалла Рук, по имени персидской принцессы из популярной в то время романтической поэмы Томаса Мура с одноименным названием. В 1820 году Василий Андреевич Жуковский, который обучал императрицу русскому языку и помогал ей собирать библиотеку, перевел из поэмы отрывок, а в 1821 году Александра Федоровна, тогда еще с будущим императором Николаем, присутствовала в Берлинском замке на балу, который давал по случаю приезда дочери прусский король Фридрих Вильгельм III. На сюжет поэмы на балу разыгрывалось театрализованное представление. Александра Федоровна выступала в роли Лаллы Рук и была настолько хороша, что Жуковский посвятил ей зимой того же года другой отрывок из произведения Мура («Милый сон, души пленитель…»). Этот бал увековечил и Пушкин в не вошедшей в 8 главу «Евгения Онегина» строфе: «И в зале яркой и богатой, / Когда в умолкший, тесный круг / Подобна лилии крылатой, / Колеблясь, входит
Мария Александровна, супруга императора Александра II
Ещё один петербургский театр — Мариинский — был назван в честь другой императрицы, Марии Александровны (1824—1880), супруги императора Александра II. Однако больше театра ее занимала благотворительная работа. Именно по инициативе Марии Александровны было создано Общество попечения о раненых и больных воинах, на базе которого впоследствии появился Красный Крест. На выставке можно увидеть издание обращения императрицы к Обществу «О мерах по усилению миссионерской деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах». Ценность его в том, что оно напечатано на атласе и содержит уникальный фотографический портрет Марии Александровны. «Несмотря на все усилия сохранить мир, война оказалась неизбежною», — пишет императрица о событиях русско-турецкой войны 1877—1878 годов, в ходе которых и была издана эта книжка. Любопытно, что для нужд раненых тогда русским правительством было организовано 32 санитарных поезда, один из которых был построен на личные средства Марии Александровны.
Богданович Е. В. О мерах по усилению миссионерской деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах...: Доклад, чит. в Москве 13-го июля 1872 г.... - СПб., 1876. Фотографический портрет императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II (до принятия православия - принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессен-Дармштадская). История «Общества», на основании которого позднее возникла организация «Международный Красный Крест», неразрывно связана с благотворительной деятельностью императрицы Марии Александровны. Экземпляр из библиотеки императрицы Марии Александровны
Мария Фёдоровна, супруга императора Александра III
Начальный период развития фотографии отмечен и портретом Марии Фёдоровны (1847—1928), супруги императора Александра III, из
«Альбома фотографических портретов Августейших особ и лиц, известных в России. Январь № 1. 1865»
. Альбом распространялся по подписке, оформить которую можно было в ателье «Фотографии Деньера» в
Портрет будущей императрицы Марии Фёдоровны в «Альбоме фотографических портретов Августейших особ и лиц, известных в России. Январь № 1. 1865»
Александра Фёдоровна, супруга императора Николая II
К моменту, когда принцесса Алиса Виктория Елена Беатриса Гессен-Дармштадская стала супругой Николая II и императрицей Александрой Федоровной (1872—1918), искусство фотографии уже была достаточно распространено — и сегодня все знакомы с фотопортретами трагически известной последней царской семьи. В РГБ хранится книга «Шербург, Париж, Шалон» (Cherbourg-Paris-Chalons, 1896), посвящённая визиту императорской четы во Францию в октябре 1896 года. На фронтисписе издания — большая красивая гравюра, сделанная с фотографической точностью: портреты императора Николая II, Александры Федоровны и старшей дочери Ольги. В годы Первой мировой войны Александра Федоровна и княжны Ольга и Татьяна тоже внесли немалый вклад в дело помощи страждущим: они окончили курсы медицинских сестер и работали в Царскосельском госпитале.
Гравированный портрет императора Николая II, его супруги императрицы Александры Фёдоровны и их дочери, великой княжны Ольги, из книги «Шербург, Париж, Шалон»
Нерусские по рождению, иностранные принцессы в отведенной каждой из них мере разделили судьбу народа, в который их привели сложные законы европейских монархий и просто любовь.